Задания Д12 A12. Контекст 1. Задание 2
«Когда власть тюрков росла, согдианцы, ранее подданные эфталитов, сейчас же турков, просили у своего царя, чтобы он послал посольство в Персию для добывания разрешения свободной торговли шелком. Дизабул согласно их просьбе разрешил им послать посольство, главой которого был Маннах (вождь согдийцев). Они ехали к персидскому царю и просили разрешить им свободную торговлю шелком. Но персидский царь, которому это совсем не нравилось и который не хотел, чтобы они безнаказанно перешагнули персидскую границу, все откладывал ответ. И когда согдианцы настаивали на получении ответа, Хозрос (персидский царь) устроил совещание. Эфталит Катульф... советовал не пропустить шелк и купить его и потом перед глазами послов бросить его в огонь, чтобы избежать мнения, будто бы он хотел пользоваться тюркским шелком. Итак, шелк был сожжен и послы грустно вернулись домой».
О напряженных отношениях каких двух средневековых государств говорится в тексте:
«...приходят к реке Иртыш, где начинается страна кимаков. По обеим сторонам реки пасутся дикие кони; иногда можно видеть в одном месте тысячу или две тысячи их; они происходят от одичавших царских коней; они продолжают размножаться. Этих лошадей нельзя поймать иначе как арканом; поймав их, садятся на них и укрощают; они поддаются укрощению и привыкают к людям. Иртыш — большая река, так что, если кто-нибудь встанет на этом берегу реки, то с другого берега его нельзя узнать... Вода реки черная. Переправившись через реку Иртыш, приходят к шатрам кимаков. Никаких строений у них нет; все живут в лесах, ущельях и степях, все владеют стадами коров и баранов; верблюдов у них нет; если какой-нибудь купец приводит сюда верблюда, он не живет здесь и года: как только верблюд поест этой травы, он околевает. У них нет соли; если кто-нибудь приносит сюда один мен соли, он берет за это мех горностая. Летом они питаются кобыльим молоком, которое у них называется кумысом; на зиму они заготовляют сушеное мясо, барана, лошадиное или коровье, каждый по мете своих средств. В этой стране выпадает много снега; бывает, что толщина снежного покрова в степи достигает высоты копья. Зимой они уводят лошадей в отдаленную страну, в место Октаг; под землей у них есть водоемы, сделанные из дерева на зимнее время; когда выпадает много снега, их лошади пьют в зимние месяцы воду, так как снег не позволяет им дойти до водопоя. Предметы охоты кимаков — соболи и горностаи; их начальники носят титул Бамал-Пейгу (или Ямал-Пейгу).
Территория, описанная в тексте:
«...Когда окончилось собрание и сейм, они выступили в экспедицию на Буюрук-хана, который занимался птичьей охотой в
пределах Большой горы, в месте, называемом река Суджо, и ничего не знал. Чингиз-хан и армия, пойдя на него, по неизбежной судьбе погубили его и взяли его владение, жен, детей, табуны и стада. Племянник его Кушлук-хан во время, как убили отца его Таянг-хана, бежал и пришел к дяде своему, Буюрук-хану; Тухтабики, государь мергитский, также пришел к нему... оба они укрылись в месте, называемом Иртыш, на границе страны найманов».
Территория, где произошло событие:
«...направясь на войну против Буюрук-хана и его племени, они находились в местности Кызыл-Баш, около Алтая. Они захватили это племя и учинили грабеж. Буюрук-хан, обращенный в бегство, ушел в область Кэм-Кэмджиут, принадлежащую к местностям, входившим... в область киргизов». «Несмотря на то, что в то время государем найманов был Таян-хан, старший брат Буюрук-хана, Буюрук-хан не оказывал повиновения брату и имел отдельное (от него) войско и область. Друг с другом они были в крайне плохих отношениях. У большинства государей найманов титулом было кушлук-хан, либо буюрук-хан. Смысл
(слова) кушлук - «весьма сильный» и «владыка». ...Имя Таяна вначале было Тай-Бука. Государи же Хитая дали ему прозвище
Тай-ван, что значит «сын хана», ... Так как монголы хитайских слов не понимали, языки же (их) были различны, то они произносили (вместо Тай-ван) Таян, и (это имя) получило известность. Имя их отца было Инанч-билгэ Буку-хан. Значение (слова) инанч — обладание верой, а билгэ — высокое звание. Буку-хан было именем некоего великого государя, в (существование) которого твердо верят уйгуры».
Территория, где произошло событие:
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Страна, о которой рассказывает автор в источнике:
«Этих команов перебили татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство; однако весьма многие из бежавших возвращаются к ним.
XV. После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле, а также в Комании, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу; ...эти люди были язычники, и как команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов.
XVI. Из земли Кангитов въехали в землю Биссерминов (т. е. Хорезма). Эти люди говорили и доселе еще говорят команским языком, а закона держатся Сарацинского. В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений. В этой земле есть одна большая река, имя которой нам неизвестно; на ней стоит некий город, именуемый Янкинт (Janckint), другой по имени Бархин и третий, именуемый Орнас, и очень много иных, имена которых нам неизвестны ... с севера же прилегает к ней часть земли черных Китаев и Океан. Там пребывает Сыбан, брат Бату.
XVII. Затем мы въехали в землю черных Китаев, в которой татары построили сызнова только один город, по имени Омыл [Имиль]. Император построил здесь дом, в который мы приглашены были... Выехав оттуда, мы нашли некое море, не очень большое; это море имеет довольно много островков, и мы оставили его с левой стороны. Земля же изобилует многими реками... В этой земле живет Орду, старший над Бату; мало того, он древнее всех князей татарских.
XVIII. Выехав отсюда в канун дня, посвященного блаженному Петру (29 июня), мы попали в землю Найманов;
они язычники. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного. (И эти два народа не занимались земледелием, но, подобно татарам, жили в шатрах; татары также их уничтожили.) Через эту страну мы ехали много дней.
XIX. Затем мы въехали в страну монголов, именуемых нами татарами. Как мы полагаем, мы ехали через эту землю три недели быстрого пути, а в день блаженной Марии Магдалины (22 июля) приехали к Куйюку, нынешнему императору».
Через территории каких народов проходил путь путешественника?
«...в местности Шешенкар Сандское правительство за каждую голову (крупного скота) взимает семь динаров серебром и в городе Мултане, столице Санда, тоже взимают немного меньше; раньше взимали в размере одной четверти всего поголовья. Потом по предложению Султан-Мухаммед-Узбек хана стали взимать с
мусульманских купцов зекет, с других — гушур». «Расстояние между священным Сараем и Хорезмом составляет путь в сорок дней езды. По причине отсутствия кормовых трав здесь на лошадях не ездят, вместо них запрягают в телеги верблюдов.
Спустя десять дней после нашего выезда из Сарая мы поехали до города Саражук (Сарайчик), находящегося на берегу реки Улусу. Слово «шык» означает маленький, таким образом они называют этот город Маленький Сарай. На этой реке устроен мост наподобие моста на паромах в Багдаде. Наше странствование на лошадях закончилось в этом городе; лошадей своих мы продали по четыре динара каждую, были цены и поменьше, потому что лошади были худые, кроме того, в этом городе лошади были вообще дешевые. Для запряжки наняли верблюдов.
По выезде из этого города в продолжение тридцати дней остановки делали в полдень и вечером на время, необходимое на варку и питье доки: для варки достаточно одного кипения. В доку кладут мясо без костей, наливают молоко. Во время пути все кушали и спали на телегах. В моей телеге имелось три прислуги.
По причине отсутствия травы путешественники стараются эту пустыню проходить скорее. Множество упряжных верблюдов падают по дороге, а другие очень худеют и только через год после нагула становятся годными для работы».
Определите, исторические сведения какого государства отражены в тексте:
«Тохтамыш-хан, властитель Дашти и татар, когда увидел то, что произошло между Тимуром и султаном Хусейном, то сердце у него встрепенулось и изменилось по причине родства и соседства; он приготовил громадное войско, подобное гигантским волнам, и направился на схватку с Тимуром со стороны Сагнака и Отрара».
«Тимур выехал против него из Самарканда; они встретились около Туркестана вблизи реки Хуженда, которая есть река Сайхун. Самарканд находится между реками Сайхун и Жайхун».
Определите, в каком регионе Казахстана происходило событие:
«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан владычествовал в Дашти-Кипчаке; некоторые султаны из рода Джучиева, опасаясь с его стороны беды для себя, решили заранее предотвратить ее. С этой целью несколько султанов, Гирей-хан, Джанибек-султан и другие с небольшою толпою людей... бежали от Абул-хаир-хана в Моголистан. Страною этою правил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан принял беглецов хорошо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они зажили спокойно. После смерти Абул-Хаир-хана улус Узбекский пришел в расстройство; начались в нем большие неурядицы. Тогда множество народа откочевало к Гирей-хану и Джанибек-хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч; звать их стали узбеками-казахами. Так как сперва они сами, а потом и большая часть собравшихся около них людей были беглецы, ушедшие от своих и одно время скитавшиеся без приюта, то их и прозвали казахами, имя это за ними осталось. Эпохой, с которой началась собственно власть султанов казахских, надобно считать год 870; впрочем бог лучше знает. Затем, в продолжение времени до 940 года... казахи владычествовали в большой части Узбекистана. После Гирей-хана власть ханская перешла к сыну его Бурундук-хану. Потом ханом был сын Джанибек-хана Касим. По примеру отца он (Касым-хан) был сначала во всем послушен и покорен Бурундук-хану. Кроме Бурундука у Гирей-хана было еще много других сыновей. Точно также и Джанибек-хан имел детей, кроме Касима. В том числе был Адик-султан, за него выдали четвертую дочь Юнус-хана, Султан-Нигар-ханыму по смерти (первого мужа ее), мирзы Султан-Махмуда, сына Султан-Абу-Саид-мирзы.
При падении Ташкента (в 908 г.), когда Султан Махмуд-хан и Султан Ахмед-хан, сыновья Юнусовы, были взяты в плен Шейбани-ханом, Адик-султан бежал от Шагибек-хана и ушел к казахам; за ним последовала и Султан-Нигар-ханым. Адик-султан около этого самого времени скончался, тогда ханыму взял за себя Касим-хан. После Адик-султана Касим-хан до того усилился, что за Бурундук-ханом осталось одно ханское имя. Под конец Бурундук-хана изгнали; он удалился в Самарканд и умер на чужбине».
Определите название источника:
«Он распространил власть свою над Дашти-Кипчаком, подданных у него было более миллиона, никто после Джучи-хана и не был в том краю так могуществен, как он».
«Во время Буйдаш-хана казахов уже было не более двадцати тысяч... После 940 (1533 - 4) года не стало и Буйдаша, и вслед за тем казахи совершенно исчезли. Следует заметить, что начиная с Иса-Буга-хана до времени Рашид-хана монголы и казахи жили постоянно в мире между собою.
Бабур-падишах, овладев (в 917 = 1511 г.) Мавараннахром, перепоручил Ташкент эмиру Ахмед-Касиму-Кугберу..., а Сайрам - брату его, Кетебеку. Когда падишах из Самарканда бежал в Хисар (в начале 918 = 1512 г.), узбеки на досуге обложили Ташкент. Положение осажденных сделалось под конец отчаянным; ночью они прорвались сквозь неприятельское войско и бежали. Узбеки были даже рады этому случаю; они не преследовали бежавших и удовольствовались занятием города. Эмир Ахмед-Касим сначала ушел в Андижан к хану, а оттуда отправился в Хисар к падишаху. Что касается до брата его Кетебека, то он укрепился в Сайраме. Выйти ему не было никакой возможности, и он всю зиму просидел в большом страхе...
В начале весны Кетебек прибегнул к Касим-хану, передал ему Сайрам с отчаяния, чтоб узбеки не взяли города... и, подговорив хана, поднял его на Ташкент».
Определите причину резкого снижения численности казахов во время Тахир-хана и Буйдаш-хана:
«Понеже калмыки давно подданные ее императорскому величеству также и башкирцы, а к тому ныне прибыл третий народ киргис кайсацкой, а один за другим весьма несогласные, да и впредь всегда их в том содержать надобно и, ежели калмыки какую противность покажут, то мочно на них киргисцов обратить..., а напротив того, буде киргис кайсаки что сделают, то на них калмык и башкирцев послать и тако друг друга смирять и к лучшему послушанию приводить без движения российских войск».
Укажите историческое событие, с которым непосредственно связано создание этого документа:
Рапорт: «Беспорядки и расстройство во Внутренней Орде достигли величайшей степени и представить трудно, когда и какой им будет конец; все умы в брожении, беспокойство общее. Баранты, грабительства исатаевой шайки,.. возбудили до крайности ненависть между различными родами здешних ордынцев; не скоро забудут они перенесенных обид и несчастий и надолго сохранят в душах желание мщения».
Определите, где происходили события, описанные в тексте, (в):
«...толпа предъявила требования к комиссии, что она не желает нового положения... а желает оставить управление, по-прежнему, через султанов и старую подать... открыто заявляя посланным, что они... старые порядки будут защищать с оружием в руках... Волнение день ото дня начинает распространяться. Киргизы от слов начинают переходить к делу: формируются многочисленные и большие шайки. В Уральской области такого рода шайки встречались почти повсеместно, а в Тургайской — по рекам Илеку и Хобде. Шайки постоянно сносятся одна с другой, намереваясь действовать одинаково во всех местах, где обнаружились движение и кроме того, стараются привлечь на свою сторону дальних киргизов, кочующих около Аральского моря и на Усть-Урте...
Неоткуда было взять перевозочных средств (представителям царской администрации), так как их могла дать в достаточном количестве только та же киргизская степь. Послали было чиновника нанять верблюдов и вожаков в Букеевской орде, но здешние киргизы, сочувствуя своим братьям-киргизам зауральским, уклонились от заманчивых предложений чиновников».
Определите, какое событие оказало влияние на начало восстания:
«Полевой суд допрашивал Бекболата: «Почему подняли восстание против царской власти под мотивом — не дадим солдат?» Бекболат ответил, что восстание возникло не только в результате одного желания властей мобилизовать казахов в армию, а в результате колонизаторской политики забирали лучшую землю казахов, выгнали казахов в горы, причем не осталось никакой совести у царя Николая, облагали бедняков и батраков разными налогами наравне с баями и т. д. Восстание возникло не только в Жаильмысской волости, но оно уже возникло в разных местах, оно растет как пожар».
Данное описание относится к периоду:
Декларация
(в тексте даны лишь 5 пунктов из 8)
В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:
1) Полная и немедленная амнистия по всем делам, политическим и религиозным, в том числе, террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.
2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническим условиями.
3) Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.
5) Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
Время, когда была принята Декларация:
Всем армейским Комитетам действующей армии, всем Советам солдатских депутатов (радиотелеграмма) «Петроградские Советы рабочих и солдатских депутатов, торжественно приветствуя совершившийся переворот, признали впредь до создания правительства Советов власть Военного революционного комитета. Оповещая об этом армию на фронте и в тылу, Временный революционный комитет призывает революционных солдат бдительно следить за поведением командного состава. Офицеры, которые прямо и открыто не присоединились к совершившейся революции, должны быть немедленно арестованы как враги новой власти.
Петроградские Советы видят спасение революции в немедленном предложении демократического мира, немедленной передаче помещичьих земель крестьянам, передаче всей власти Советам и в честном созыве Учредительного собрания».
Время, когда была принята радиотелеграмма:
УЙСУНЫ
«Племена уйсуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. Во II в. до н. э. часть уйсуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг — князь над князьями). Основная территория уйсуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где уйсуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица уйсуней Город Красной долины находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями. Политическая история уйсуней, которая в источниках прослеживается до III в. н. э., повествует об их связях с Китаем, заключении дипломатических отношений, женитьбе уйсуньских гуньмо на китайских принцессах. Некоторые исследователи считают, что уйсуни были предками тюрок и говорили по-тюркски. Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит одно из крупных казахских племен».
Роль гуньмо в уйсунском обществе
Наверх