Cтановление науки на территории нашей страны, происходившее в средние века, было тесно связано с процессами исламизации. Города Южного Казахстана были вовлечены не только в торгово-экономическую систему Мавераннахра, но и в постепенно складывающуюся там систему мусульманского образования.
B X-ХII вв. мусульманская наука была самой передовой в мире. Среди ученых этой эпохи, родившихся в разных областях Центральной Азии, можно назвать выдающегося теолога, знатока хадисов — аль-Бухари, знаменитого медика, химика и философа Ибн-Сину (Авиценну), математика аль-Хорезми, энциклопедиста Абу Райхана Бируни. Энциклопедистом был Абу Насыр аль-Фараби, уроженец Отрара в Южном Казахстане.
Мухаммед Хайдар Дулати является автором уникального исторического научного труда «Тарих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1542-46 гг. Он был не только историком, но и блестящим литератором. Историческая летопись Абулгази Бахадура «Шежире-и тюрк» представляет собой историю династии потомков Чингизхана — чингизидов до времени правления самого Абулгази. В этом труде рассматриваются важные исторические события в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока.
Ученый-энциклопедист средневекового Казахстана:
Согласно тексту: «Энциклопедистом был Абу Насыр аль-Фараби, уроженец Отрара в Южном Казахстане.»
Ответ: 2.


Ученый-энциклопедист средневекового Казахстана:
Согласно тексту: «Энциклопедистом был Абу Насыр аль-Фараби, уроженец Отрара в Южном Казахстане.»
Ответ: 2.


Cредневековое произведение, содержащее важнейшие сведения об образовании Казахского ханства:
Cредневековое произведение, содержащее важнейшие сведения об образовании Казахского ханства — «Тарих-и-Рашиди».
Ответ: 2.


Установите хронологическую последовательность жизнедеятельности ученых средневекового Казахстана:
1. Абулгази Бахадур; 2. Аль-Фараби; 3. М. Х. Дулати; 4. Х. А. Яссауи
2. Аль-Фараби — (870—950 гг.)
4. Х. А. Яссауи — (1100—1166 гг.)
3. М. Х. Дулати — (1499—1551 гг.)
1. Абулгази Бахадур — (1603 — 1663 гг.)
Ответ: 4.


Oпределите верные утверждения об ученых-философах средневекового Казахстана и их трудах:
I. Махмуда Кашгари называли «Вторым учителем» после Аристотеля
II. Абулгази Бахадур написал труд «Шежире-и тюрк»
III. Ходжа Ахмет Яссауи сыграл важную роль в распространении ислама среди тюрков-кочевников
IV. «Тарих-и-Рашиди» является полностью сокращенным переводом сочинения Рашид ад-Дина
V. «Диуани лугат ат-тюрк» - труд в области естествознания
I. Махмуда Кашгари называли «Вторым учителем» после Аристотеля — нет, неверно, Аль-Фараби имел возможность очень рано познакомится в подлинниках с произведениями Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов, став одним из основоположников восточного перипатетизма, в связи с чем, он получил прозвание «Второй Учитель» после Аристотеля.
II. Абулгази Бахадур написал труд «Шежире-и тюрк» — да, верно.
III. Ходжа Ахмет Яссауи сыграл важную роль в распространении ислама среди тюрков-кочевников — да, верно, Ахмед Ясави занимает особое место в духовной и культурной истории тюркских народов. Он сыграл огромную роль в распространении ислама среди тюрков, а также является автором одной из самых ранних суфийских поэм на тюркском языке.
IV. «Тарих-и-Рашиди» является полностью сокращенным переводом сочинения Рашид ад-Дина — нет, неверно.
V. «Диуани лугат ат-тюрк» - труд в области естествознания — нет, неверно, это первый энциклопедический словарь тюркского языка, написанный лексикографом и филологом Махмудом аль-Кашгари.
Ответ: 4.


Установите соответствие между трудами средневековых ученых и их авторами:
1. Абу Насыр Аль-Фараби; 2. Мухаммед Хайдар Дулати; 3. Абулгази Бахадур; 4. Юсуф Баласагуни.
A. «Шежире и тюрк»;
Б. «Гениальная жемчужина»;
B. «Тарих-и-Рашиди»;
Г. «Благодатное знание».
1. Абу Насыр Аль-Фараби — Б. «Гениальная жемчужина»;
2. Мухаммед Хайдар Дулати — B. «Тарих-и-Рашиди»;
3. Абулгази Бахадур — A. «Шежире и тюрк»;
4. Юсуф Баласагуни — Г. «Благодатное знание»
Ответ: 2.
Cредневековое произведение, содержащее важнейшие сведения об образовании Казахского ханства:
Cредневековое произведение, содержащее важнейшие сведения об образовании Казахского ханства — «Тарих-и-Рашиди».
Ответ: 2.
Установите хронологическую последовательность жизнедеятельности ученых средневекового Казахстана:
1. Абулгази Бахадур; 2. Аль-Фараби; 3. М. Х. Дулати; 4. Х. А. Яссауи
2. Аль-Фараби — (870—950 гг.)
4. Х. А. Яссауи — (1100—1166 гг.)
3. М. Х. Дулати — (1499—1551 гг.)
1. Абулгази Бахадур — (1603 — 1663 гг.)
Ответ: 4.
Oпределите верные утверждения об ученых-философах средневекового Казахстана и их трудах:
I. Махмуда Кашгари называли «Вторым учителем» после Аристотеля
II. Абулгази Бахадур написал труд «Шежире-и тюрк»
III. Ходжа Ахмет Яссауи сыграл важную роль в распространении ислама среди тюрков-кочевников
IV. «Тарих-и-Рашиди» является полностью сокращенным переводом сочинения Рашид ад-Дина
V. «Диуани лугат ат-тюрк» - труд в области естествознания
I. Махмуда Кашгари называли «Вторым учителем» после Аристотеля — нет, неверно, Аль-Фараби имел возможность очень рано познакомится в подлинниках с произведениями Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов, став одним из основоположников восточного перипатетизма, в связи с чем, он получил прозвание «Второй Учитель» после Аристотеля.
II. Абулгази Бахадур написал труд «Шежире-и тюрк» — да, верно.
III. Ходжа Ахмет Яссауи сыграл важную роль в распространении ислама среди тюрков-кочевников — да, верно, Ахмед Ясави занимает особое место в духовной и культурной истории тюркских народов. Он сыграл огромную роль в распространении ислама среди тюрков, а также является автором одной из самых ранних суфийских поэм на тюркском языке.
IV. «Тарих-и-Рашиди» является полностью сокращенным переводом сочинения Рашид ад-Дина — нет, неверно.
V. «Диуани лугат ат-тюрк» - труд в области естествознания — нет, неверно, это первый энциклопедический словарь тюркского языка, написанный лексикографом и филологом Махмудом аль-Кашгари.
Ответ: 5.
Установите соответствие между трудами средневековых ученых и их авторами:
1. Абу Насыр Аль-Фараби; 2. Мухаммед Хайдар Дулати; 3. Абулгази Бахадур; 4. Юсуф Баласагуни.
A. «Шежире и тюрк»;
Б. «Гениальная жемчужина»;
B. «Тарих-и-Рашиди»;
Г. «Благодатное знание».
1. Абу Насыр Аль-Фараби — Б. «Гениальная жемчужина»;
2. Мухаммед Хайдар Дулати — B. «Тарих-и-Рашиди»;
3. Абулгази Бахадур — A. «Шежире и тюрк»;
4. Юсуф Баласагуни — Г. «Благодатное знание»
Ответ: 2.
Наверх