Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д19 A19 № 937
i
Развернуть

Oпре­де­ли­те вер­ные утвер­жде­ния об уче­ных-фи­ло­со­фах сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на и их тру­дах:

I. Ма­хму­да Ка­ш­га­ри на­зы­ва­ли «Вто­рым учи­те­лем» после Ари­сто­те­ля

II. Абул­га­зи Ба­хадур на­пи­сал труд «Ше­жи­ре-и тюрк»

III. Ходжа Ахмет Яс­са­уи сыг­рал важ­ную роль в рас­про­стра­не­нии ис­ла­ма среди тюр­ков-ко­чев­ни­ков

IV. «Тарих-и-Ра­ши­ди» яв­ля­ет­ся пол­но­стью со­кра­щен­ным пе­ре­во­дом со­чи­не­ния Рашид ад-Дина

V. «Ди­у­а­ни лугат ат-тюрк» - труд в об­ла­сти есте­ство­зна­ния

1) I, III
2) I, V
3) III, V
4) II, IV
5) II, III
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

I. Ма­хму­да Ка­ш­га­ри на­зы­ва­ли «Вто­рым учи­те­лем» после Ари­сто­те­ля — нет, не­вер­но, Аль-Фа­ра­би имел воз­мож­ность очень рано по­зна­ко­мит­ся в под­лин­ни­ках с про­из­ве­де­ни­я­ми Ари­сто­те­ля, Пла­то­на и дру­гих древ­не­гре­че­ских фи­ло­со­фов, став одним из ос­но­во­по­лож­ни­ков во­сточ­но­го пе­ри­па­те­тиз­ма, в связи с чем, он по­лу­чил про­зва­ние «Вто­рой Учи­тель» после Ари­сто­те­ля.

II. Абул­га­зи Ба­хадур на­пи­сал труд «Ше­жи­ре-и тюрк» — да, верно.

III. Ходжа Ахмет Яс­са­уи сыг­рал важ­ную роль в рас­про­стра­не­нии ис­ла­ма среди тюр­ков-ко­чев­ни­ков — да, верно, Ахмед Ясави за­ни­ма­ет осо­бое место в ду­хов­ной и куль­тур­ной ис­то­рии тюрк­ских на­ро­дов. Он сыг­рал огром­ную роль в рас­про­стра­не­нии ис­ла­ма среди тюр­ков, а также яв­ля­ет­ся ав­то­ром одной из самых ран­них су­фий­ских поэм на тюрк­ском языке.

IV. «Тарих-и-Ра­ши­ди» яв­ля­ет­ся пол­но­стью со­кра­щен­ным пе­ре­во­дом со­чи­не­ния Рашид ад-Дина — нет, не­вер­но.

V. «Ди­у­а­ни лугат ат-тюрк» - труд в об­ла­сти есте­ство­зна­ния — нет, не­вер­но, это пер­вый эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь тюрк­ско­го языка, на­пи­сан­ный лек­си­ко­гра­фом и фи­ло­ло­гом Ма­хму­дом аль-Ка­ш­га­ри.

 

Ответ: 5.

Источник: Ре­аль­ная вер­сия ЕНТ по ис­то­рии Ка­зах­ста­на 2021 года. Ва­ри­ант 25276
1
Тип 16 № 1934
i

Уче­ный-эн­цик­ло­пе­дист сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1) М. Х. Ду­ла­ти
2) аль-Фа­ра­би
3) ал-Ид­ри­си
4) М. Ка­ш­га­ри
Источник: Ре­аль­ная вер­сия ЕНТ по ис­то­рии Ка­зах­ста­на 2021 года, ва­ри­ант 25276. От­ре­дак­ти­ро­ва­но ре­дак­ци­ей Решу ЕНТ в фор­мат ак­ту­аль­ной де­мо­вер­сии

2
Тип 17 № 1935
i

Cред­не­ве­ко­вое про­из­ве­де­ние, со­дер­жа­щее важ­ней­шие све­де­ния об об­ра­зо­ва­нии Ка­зах­ско­го хан­ства:

1) «Сло­варь тюрк­ских на­ре­чий»
2) «Тарих-и-Ра­ши­ди»
3) «Дар ис­ти­ны»
4) «Джами ат-та­ва­рих»
Источник: Ре­аль­ная вер­сия ЕНТ по ис­то­рии Ка­зах­ста­на 2021 года, ва­ри­ант 25276. От­ре­дак­ти­ро­ва­но ре­дак­ци­ей Решу ЕНТ в фор­мат ак­ту­аль­ной де­мо­вер­сии

3
Тип 18 № 1936
i

Уста­но­ви­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти уче­ных сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1. Абул­га­зи Ба­хадур; 2. Аль-Фа­ра­би; 3. М. Х. Ду­ла­ти; 4. Х. А. Яс­са­уи

1) 1, 2, 4, 3
2) 2, 3, 1, 4
3) 4, 1, 3, 2
4) 2, 4, 3, 1
Источник: Ре­аль­ная вер­сия ЕНТ по ис­то­рии Ка­зах­ста­на 2021 года, ва­ри­ант 25276. От­ре­дак­ти­ро­ва­но ре­дак­ци­ей Решу ЕНТ в фор­мат ак­ту­аль­ной де­мо­вер­сии

4
Тип 19 № 1937
i

Oпре­де­ли­те вер­ные утвер­жде­ния об уче­ных-фи­ло­со­фах сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на и их тру­дах:

I. Ма­хму­да Ка­ш­га­ри на­зы­ва­ли «Вто­рым учи­те­лем» после Ари­сто­те­ля

II. Абул­га­зи Ба­хадур на­пи­сал труд «Ше­жи­ре-и тюрк»

III. Ходжа Ахмет Яс­са­уи сыг­рал важ­ную роль в рас­про­стра­не­нии ис­ла­ма среди тюр­ков-ко­чев­ни­ков

IV. «Тарих-и-Ра­ши­ди» яв­ля­ет­ся пол­но­стью со­кра­щен­ным пе­ре­во­дом со­чи­не­ния Рашид ад-Дина

V. «Ди­у­а­ни лугат ат-тюрк» - труд в об­ла­сти есте­ство­зна­ния

1) I, III
2) I, V
3) III, V
4) II, III
Источник: Ре­аль­ная вер­сия ЕНТ по ис­то­рии Ка­зах­ста­на 2021 года, ва­ри­ант 25276. От­ре­дак­ти­ро­ва­но ре­дак­ци­ей Решу ЕНТ в фор­мат ак­ту­аль­ной де­мо­вер­сии

5
Тип 20 № 1938
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тру­да­ми сред­не­ве­ко­вых уче­ных и их ав­то­ра­ми:

1. Абу Насыр Аль-Фа­ра­би; 2. Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти; 3. Абул­га­зи Ба­хадур; 4. Юсуф Ба­ла­са­гу­ни.

A. «Ше­жи­ре и тюрк»;

Б. «Ге­ни­аль­ная жем­чу­жи­на»;

B. «Тарих-и-Ра­ши­ди»;

Г. «Бла­го­дат­ное зна­ние».

1) 1-А; 2-Б; 3-Г; 4-В
2) 1-Б; 2-В; 3-А; 4-Г
3) 1-Г; 2-В; 3-Г; 4-А
4) 1-Г; 2-А; 3-В; 4-Б
Источник: Ре­аль­ная вер­сия ЕНТ по ис­то­рии Ка­зах­ста­на 2021 года, ва­ри­ант 25276. От­ре­дак­ти­ро­ва­но ре­дак­ци­ей Решу ЕНТ в фор­мат ак­ту­аль­ной де­мо­вер­сии

6
Тип Д16 A16 № 934
i

Уче­ный-эн­цик­ло­пе­дист сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1) М. Х. Ду­ла­ти
2) аль-Фа­ра­би
3) ал-Ид­ри­си
4) М. Ка­ш­га­ри
5) К. Жа­ла­и­ри

7
Тип Д17 A17 № 935
i

Cред­не­ве­ко­вое про­из­ве­де­ние, со­дер­жа­щее важ­ней­шие све­де­ния об об­ра­зо­ва­нии Ка­зах­ско­го хан­ства:

1) «Сло­варь тюрк­ских на­ре­чий»
2) «Тарих-и-Ра­ши­ди»
3) «Дар ис­ти­ны»
4) «Джами ат-та­ва­рих»
5) «Ку­тад­гу билик»

8
Тип Д18 A18 № 936
i

Уста­но­ви­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти уче­ных сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1. Абул­га­зи Ба­хадур; 2. Аль-Фа­ра­би; 3. М. Х. Ду­ла­ти; 4. Х. А. Яс­са­уи

1) 1, 2, 4, 3
2) 2, 3, 1, 4
3) 4, 1, 3, 2
4) 3, 2, 4, 4
5) 2, 4, 3, 1

9
Тип Д20 A20 № 938
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тру­да­ми сред­не­ве­ко­вых уче­ных и их ав­то­ра­ми:

1. Абу Насыр Аль-Фа­ра­би; 2. Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти; 3. Абул­га­зи Ба­хадур; 4. Юсуф Ба­ла­са­гу­ни.

A. «Ше­жи­ре и тюрк»;

Б. «Ге­ни­аль­ная жем­чу­жи­на»;

B. «Тарих-и-Ра­ши­ди»;

Г. «Бла­го­дат­ное зна­ние».

1) 1-А; 2-Б; 3-Г; 4-В
2) 1-Б; 2-В; 3-А; 4-Г
3) 1-Г; 2-В; 3-Г; 4-А
4) 1-Г; 2-А; 3-В; 4-Б
5) 1-В; 2-Б; 3-Г; 4-А